Виды шлифовки
Шлифовка – это технологическая операция, как правило, финишная, при которой часть материала удаляется с обрабатываемой поверхности. Такой вид обработки является высокопроизводительным и эффективным способом отделки поверхности при изготовлении деталей. Шлифовка придаёт поверхности требуемые характеристики по точности размеров, геометрии формы поверхности и её качеству. Слово шлифовка происходит от польского – «Szlifowac», что означает шлифовать, точить, полировать.
От того каким способом и какова будет форма обрабатываемой поверхности, шлифовка разделяется на виды:
- Круглое наружное
- Круглое внутреннее
- Безцентровое
- Плоское
- Профильное
- Резьбошлифование
- Зубошлифование
- Шлицешлифование
- Глубинное шлифование
- Совмещенное шлифование
При круглом шлифовании осуществляется взаимное перемещение шлифовального круга и детали вдоль ее оси называемой продольной подачей, а так же задаётся перемещение поперечной оси для придания цилиндрическому или коническому изделию заданных геометрических диаметров и шероховатости поверхностей. Этим способом обработки пользуются при обработке валов, втулок, шпинделей, колен валов и прочих продуктов машиностроения.
Круглое внутреннее шлифование предназначено для работы с цилиндрическими или коническими поверхностями, расположенными под наружными частями, геометрических элементов деталей. При шлифовке на внутришлифовальных станках процесс обработки предусматривает обработку с продольной подачей, врезное шлифование с поперечной подачей, обработку с планетарным вектором движения, а так же осциллирующим движением круга. Примером использования внутреннего шлифования могут быть части внутренних поверхностей таких деталей как: цанговая оправка, цанга, шпиндель и др.
При бесцентровом шлифовании деталь не закрепляют в центрах или в патроне, а базируют по обрабатываемой или ранее обработанной поверхности. Деталь начинает вращаться от ведущего круга, скорость которого раз в 60
– 100
менее по сравнению со скорость основного шлифовального круга.
Шлифовка деталей из металла
Плоское шлифование осуществляется на рабочей поверхности основного стола или на электромагнитной плите в зависимости от обрабатываемого материала. Это могут быть: плитки параллельные, используемые при фрезеровании, плитки Иогансона предназначенные для контроля размеров и пр.
Шлифование поверхностей деталей, образующая которых является кривой или ломаной линией, называют профильным шлифованием. К примеру, кулачки распределительного вала имеют форму отличную от круга и поверхность их прошлифована на специальных станках.
Резьбошлифование – это обработка элементов резьбы с помощью специального абразивного инструмента. Такой вид обработки применяется с целью получения качественной поверхности специальных винтов. В частности такой метод используется при изготовлении винтов ШВП, для станков с ЧПУ.
Зубошлифоеание – вид обработки, применяемый в машиностроении который позволяет шлифовать зубчатые колеса из закаленных сталей с твердостью рабочих поверхностей HRC
48
– 60
, которые выполняют с высокой точностью в зависимости от условий работы. Шлифование зубьев осуществляется на специальном оборудовании, как правило, с программным управлением.
Шлицешлифование – разновидность шлифования, производимого на специальных станках. Применяется такой способ для обработки валов со шлицевыми соединениями.
Глубинное шлифование является разновидностью обдирочного шлифования. Однако, в ряде случаев, глубинное шлифование по достигаемому качеству обрабатываемой поверхности может являться чистовым. Обработку проводят с большими глубинами (св. 5
мм
), с малыми продольными подачами. Глубинное шлифование применяют для профильного шлифования, в том числе широкими кругами, для шлифования стружечных канавок на сверлах, гребенок, пазов; при шлифовании резьб, зубьев и червяков и деталей топливной аппаратуры и при алмазной обработке твердосплавных режущих инструментов.
Совмещенное шлифование – это обработка одновременно нескольких сегментов деталей на шлифовальном станке с одной технологической установки. В том случае, когда шейки детали расположены близко друг к другу, применяют широкие круги для одновременного охвата этих элементов выделываемой детали, а для обработки изделий, у которых эти места расположены на значительном расстоянии друг от друга, используются шлифование несколькими кругами одновременно расположенными на одном валу. Последний метод позволяет существенно повысить производительность и точность относительно взаиморасположения шлифуемых поверхностей.