Как выбирать допуски и посадки

Допуски и посадки

Точность, надежность, долговечность и другие эксплуатационные показатели, которыми характеризуются машины и оборудование, зависят от множества разнообразных факторов. Среди них важнейшую роль играет то, насколько правильно конструкторы выбрали при разработке всевозможных деталей необходимые посадки, допуски формы и расположения поверхностей, а также степень их шероховатости. Дело в том, что в готовом изделии отдельные его детали тесно связаны друг с другом, и поэтому те отклонения размеров, расположения осей или поверхностей, а также формы, которые имеют одни составные части машины или механизма неизбежно становятся причиной возникновения отклонений у других.

Поскольку все отклонения суммируются, то это влечет за собой неравномерное и повышенное изнашивание деталей, появление очагов задиров, снижение степени точности работы подвижных соединений, а также неравномерность распределения напряжений в неподвижных сопряжениях.

 

 

Под допуском в технике понимается та разность, которая образуется между самым большим и самым малым допустимым значением размера. Его можно также определить как абсолютное значение алгебраической разницы между верхним отклонением и нижним отклонением. Чем меньше допуск, тем качественнее, но, как правило, дороже изделие.

Под посадкой в технике понимается определяемый величиной натягов или зазоров характер соединения деталей. Именно посадка определяет то, с какой именно свободой будут перемещаться друг относительно друга соединяемые детали, а также то, какова будет степень их сопротивления взаимному смещению. Определяется тип посадки тем, какова величина и расположение друг относительно друга полей допусков вала и отверстия.

Как выбирать допуски и посадки

Под системой допусков и посадок в технике понимается построенная на основании определенных закономерностей совокупность предельных отклонений размеров деталей и стандартизованных допусков, а также посадок, образуемых имеющими стандартные предельные отклонения валами и отверстиями.

Действующая ныне в России ЕСПД (Единая система допусков и посадок) была принята 1 января 1977 года. Согласно стандартам, при конструировании и изготовлении деталей можно использовать как систему вала, так и систему отверстия.

В системе вала для всех посадок заданного класса предельные размеры вала одинаковы. Создание посадок происходит исключительно за счет того, что изменяются предельные размеры отверстия.

В системе отверстия, напротив, для всех посадок заданного класса предельные размеры отверстия одинаковы. Создание посадок происходит исключительно за счет того, что изменяются предельные размеры вала.

Если нужно образовать ту или иную посадку, то разработчики используют или систему вала, или систему отверстия в зависимости от того, какие именно технологические, конструктивные и экономические требования предъявляются к изделию. Следует заметить, что та системы стандартов, которая сейчас действует в отношении посадок и допусков для плоских и гладких цилиндрических соединений, была разработана в соответствии с рекомендациями ИСО – Международной организации по стандартизации. Согласно этим рекомендациям ранее существовавшие во многих странах национальные системы допусков и посадок будут, в конце концов, заменены на единую систему. Это необходимо для того, чтобы и далее развивать международные связи в машиностроении, обеспечивать взаимозаменяемость и унификацию сборочных единиц и деталей, единообразно оформлять техническую документацию. Следует также отметить, что все указываемые на чертежах предельные отклонения и допуски устанавливаются для температуры окружающей среды +20 °С.