Теоретический чертёж

Теоретический чертёж

В технике под теоретическими чертежами понимаются те документы, которые определяют координаты составных частей различных изделий, а также их обводы (геометрическую форму).

Теоретический чертеж лодки

Теоретический чертеж

Для того чтобы расположить на теоретических чертежах само изделие, а также его отдельные составные части, используется пространственная система координат.

Изображение геометрической формы изделия на всех трех координатных плоскостях при составлении теоретических чертежей предполагает использование нескольких линий пересечения. Они являются параллельными координатным плоскостям и проходят там, где с ними пересекаются составные части плоскостей.

Необходимыми атрибутами теоретических чертежей являются нужные для получения теоретических обводов изделий и построения сечений сопутствующие данные. Так же, как математические и некоторые другие исходные денные их помещают на таких чертежах наряду с координатными линиями.

Что касается основных координатных плоскостей, используемых на этих чертежах, то всего их насчитывается три, и они являются взаимно-перпендикулярными:

• Горизонтальная плоскость;

• Вертикальная поперечная плоскость;

• Вертикальная продольная плоскость.

Горизонтальные плоскости применяются для изображения корпусов (фюзеляжей) различных летательных аппаратов. В таких случаях они представляют собой проходящие через условно принятые оси фюзеляжей (корпусов) плоскости строительной горизонтали. При их использовании для построения теоретических чертежей судов они являются проходящими через точки пересечения плоскости мидель-шпангоута с килевой линией основными плоскостями.

Вертикальная поперечная плоскость проходит на теоретических чертежах перпендикулярно плоскости вертикальной продольной. Она применяется при изображении корпусов (фюзеляжей) различных летательных аппаратов, и при этом проходит через крайние носовые их точки, имея при этом дистанции «нуль» («0»). При ее использовании для построения теоретических чертежей судов она является проходящей между кормовым и носовым перпендикулярами непосредственно посредине длины корпусов.

Вертикальными продольными плоскостями называют те, которые в продольном направлении делят изделия на две условно симметричные части. На теоретических чертежах летательных аппаратов они называются плоскостями симметрии, а морских и речных судов – диаметральными плоскостями.

Плазовый метод производства

В авиастроении и судостроении теоретический чертеж в натуральную величину принято вычерчивать (разбивать) на плазу.

Слово «плаз» имеет французское происхождение и в переводе на русский язык означает «место». На практике плаз представляет собой то помещение, в котором производится разбивка чертежа самолета или судна для того, чтобы бы иметь возможность произвести каркасы и шаблоны под раскрой и гибку. Плазы подразделяются на натурные (масштаб 1:1) и масштабные.

Первоначально причиной создания плаза являлось то, что осуществить сложную гибку или же пристыковать деталь к корпусу самолета, автомобиля или судна, придав ей точные размеры, было технологически невозможно. Поэтому такие работы предавались для осуществления в плаз, где все судно во всех трех проекциях было отрисовано на полу. В подавляющем большинстве случаев этого оказывалось вполне достаточно для того, чтобы произвести полную деталировку всего проекта.

Поскольку повсеместное внедрение информационных технологий позволяет обходиться без использования плаза, они встречаются все реже. Раскрой и гибка деталей во всех трех координатных плоскостях сейчас осуществляется на специализированном оборудовании с числовым программным управлением.