ЕСКД

Упрощенное изображение подшипников качения на сборочных чертежах

Правила, согласно которым на сборочных технических чертежах изображения подшипников наносятся упрощенно, сформулированы в таком нормативном документе, как ГОСТ 2.420–69.

В подавляющем большинстве случаев при изображении подшипников качения не указываются их конструктивные особенности и типы. На технических чертежах эти детали обозначаются только по контуру, сплошными основными линиями, в соответствии с конфигурацией.

Условные обозначения подшипников качения

Упрощенное обозначение подшипников качения

Если это необходимо, то на сборочных чертежах тип подшипника вписывают непосредственно в его контур, и для этого используют графическое обозначение, предусмотренное для таких случаев в ГОСТ 2.770–68.

Упрощенное изображение Тип подшипника
Однорядный шариковый подшипник радиальный
Самоустанавливающийся подшипник
Радиально-упорный подшипник
Сдвоенный радиально-упорный подшипник
Упорный подшипник
Двойной упорный подшипник
Роликовый радиальный однорядный подшипник
Роликовый радиальный двухрядный подшипник
Самоустанавливающийся подшипник роликовый
Радиально-упорный роликовый подшипник
Двухрядный подшипник
Четырехрядный подшипник
Сферический упорно-радиальный роликовый подшипник
Упорный роликовый подшипник
Игольчатый подшипник однорядный
Двухрядный игольчатый подшипник
Упорный одинарный

В тех случаях, когда требуется обозначить те или иные конструктивные особенности подшипника качения, конструкторам, составляющим технические чертежи, нужно руководствоваться данными, которые приведены в специальных таблицах, имеющихся в соответствующих нормативных документах по стандартизации.

Упрощенное изображение Особенность конструкции
Одна защитная шайба
Одностороннее уплотнение
Двустороннее уплотнение
Две защитные шайбы
Подшипник с установочным кольцом
Подшипник, у которого внутреннее отверстие коническое

При изображении подшипников качения на технических чертежах в упрощенном виде они должны изображаться в полном соответствии его рабочему положению в сборочной единице.

Если на сборочном чертеже необходимо указать подшипник качения таким образом, чтобы привести сведения о его конструктивных особенностях, то изображение этой детали должно состоять из приведенных в специальных таблицах упрощенных изображений.

Схематическое изображение подшипников

Радиальный подшипник
с односторонним уплотнением

 

 

 

Шарикоподшипник, с односторонним уплотнением, изображаемый на технических чертежах.

 
Чертить подшипник

Подшипник радиальный
с двумя защитными шайбами

 

 

 

Шарикоподшипник, имеющий в своей конструкции две защитные шайбы.

 
Условные обозначения подшипников ГОСТ

Радиально-упорный
роликовый подшипник

 

 

 

Радиально-упорный роликовый подшипник, изображаемый на чертежах.

 
Подшипник сборочный чертеж

Подшипник в разрезе

 

 

 

В тех случаях, когда подшипник изображается в сечении или разрезе, то половину этого разреза или сечения (если обозначать ее на чертеже относительно оси вращения) нужно обозначать контуром с крестом посредине.

 
Основные типы подшипников качения

Основными типами подшипников качения, выпускаемых современной промышленностью, являются:

Радиальные однорядные шарикоподшипники;

Радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники;

Радиальные роликоподшипники;

Роликовые подшипники с витыми роликами;

Игольчатые подшипники;

Роликоподшипники радиальные двухрядные;

Радиально-упорные шарикоподшипники;

Конические роликовые подшипники;

Упорные шарико- и роликоподшипники.

Наиболее распространенными являются радиальные однорядные шарикоподшипники. Основное их преимущество – наибольшая допустимая частота вращения и наименьше потери при трении.

Для восприятия радиальных нагрузок используются радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники. Они способны воспринимать невысокие осевые нагрузки и допускают достаточно значительный перекос колец.

Радиальные роликовые подшипники, имеющие в своей конструкции как длинные, так и короткие ролики, могут воспринимать только радиальные нагрузки.

Радиальные нагрузки в условиях низких угловых скоростей валов успешно воспринимают роликоподшипники с витыми роликами. Чаще всего они используются в устройствах, испытывающих серьезные ударные нагрузки, которые в значительной степени амортизируются именно витыми роликами. Одной из отличительных особенностей этого типа подшипников является то, что их монтаж не требует высокой точности.

В игольчатых подшипниках ролики имеют маленький диаметр и относительно большую длину. Они предназначены для работы в условиях радиальных нагрузок, хотя способны также выдерживать и нагрузки ударные при небольших угловых скоростях. Эти подшипники не допускают перекоса колец и воздействия осевых нагрузок, имеют малые габариты в радиальной плоскости по сравнению с другими типами подшипников одной и той же грузоподъемности и одинаковых диаметрах отверстия.

Двухрядные радиальные сферические шарикоподшипники используются при радиальных нагрузках, а радиально-упорные способны также воспринимать и нагрузки осевые. Применение конических роликовых подшипников аналогично радиально-упорным за исключением того, что они обладают большей грузоподъемностью и предусматривают возможность раздельного монтажа колец.

Упорные шариковые и роликовые подшипники могут выполняться самоустанавливающимися, и предназначены исключительно для восприятия осевых нагрузок. Их обычно монтируют в паре с радиальными роликовыми или шариковыми подшипниками, которые необходимы для ограничения свободы их передвижения по оси вала и ее центрирования.

Copyright © 2010 – 2016