Упрощенное изображение подшипников качения на сборочных чертежах
Правила, согласно которым на сборочных технических чертежах изображения подшипников наносятся упрощенно, сформулированы в таком нормативном документе, как ГОСТ 2.420–69.
В подавляющем большинстве случаев при изображении подшипников качения не указываются их конструктивные особенности и типы. На технических чертежах эти детали обозначаются только по контуру, сплошными основными линиями, в соответствии с конфигурацией.

Упрощенное обозначение подшипников качения
Если это необходимо, то на сборочных чертежах тип подшипника вписывают непосредственно в его контур, и для этого используют графическое обозначение, предусмотренное для таких случаев в ГОСТ 2.770–68.
Упрощенное изображение |
Тип подшипника |
---|---|
![]() |
Однорядный шариковый подшипник радиальный |
![]() |
Самоустанавливающийся подшипник |
![]() |
Радиально-упорный подшипник |
![]() |
Сдвоенный радиально-упорный подшипник |
![]() |
Упорный подшипник |
![]() |
Двойной упорный подшипник |
![]() |
Роликовый радиальный однорядный подшипник |
![]() |
Роликовый радиальный двухрядный подшипник |
![]() |
Самоустанавливающийся подшипник роликовый |
![]() |
Радиально-упорный роликовый подшипник |
![]() |
Двухрядный подшипник |
![]() |
Четырехрядный подшипник |
![]() |
Сферический упорно-радиальный роликовый подшипник |
![]() |
Упорный роликовый подшипник |
![]() |
Игольчатый подшипник однорядный |
![]() |
Двухрядный игольчатый подшипник |
![]() |
Упорный одинарный |
В тех случаях, когда требуется обозначить те или иные конструктивные особенности подшипника качения, конструкторам, составляющим технические чертежи, нужно руководствоваться данными, которые приведены в специальных таблицах, имеющихся в соответствующих нормативных документах по стандартизации.
Упрощенное изображение |
Особенность конструкции |
---|---|
![]() |
Одна защитная шайба |
![]() |
Одностороннее уплотнение |
![]() |
Двустороннее уплотнение |
![]() |
Две защитные шайбы |
![]() |
Подшипник с установочным кольцом |
![]() |
Подшипник, у которого внутреннее отверстие коническое |
При изображении подшипников качения на технических чертежах в упрощенном виде они должны изображаться в полном соответствии его рабочему положению в сборочной единице.
Если на сборочном чертеже необходимо указать подшипник качения таким образом, чтобы привести сведения о его конструктивных особенностях, то изображение этой детали должно состоять из приведенных в специальных таблицах упрощенных изображений.

Радиальный подшипник
с односторонним уплотнением
Шарикоподшипник, с односторонним уплотнением, изображаемый на технических чертежах.

Подшипник радиальный
с двумя защитными шайбами
Шарикоподшипник, имеющий в своей конструкции две защитные шайбы.

Радиально-упорный
роликовый подшипник
Радиально-упорный роликовый подшипник, изображаемый на чертежах.

Подшипник в разрезе
В тех случаях, когда подшипник изображается в сечении или разрезе, то половину этого разреза или сечения (если обозначать ее на чертеже относительно оси вращения) нужно обозначать контуром с крестом посредине.
Основные типы подшипников качения
Основными типами подшипников качения, выпускаемых современной промышленностью, являются:
Радиальные однорядные шарикоподшипники;
Радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники;
Радиальные роликоподшипники;
Роликовые подшипники с витыми роликами;
Игольчатые подшипники;
Роликоподшипники радиальные двухрядные;
Радиально-упорные шарикоподшипники;
Конические роликовые подшипники;
Упорные шарико- и роликоподшипники.
Наиболее распространенными являются радиальные однорядные шарикоподшипники. Основное их преимущество – наибольшая допустимая частота вращения и наименьше потери при трении.
Для восприятия радиальных нагрузок используются радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники. Они способны воспринимать невысокие осевые нагрузки и допускают достаточно значительный перекос колец.
Радиальные роликовые подшипники, имеющие в своей конструкции как длинные, так и короткие ролики, могут воспринимать только радиальные нагрузки.
Радиальные нагрузки в условиях низких угловых скоростей валов успешно воспринимают роликоподшипники с витыми роликами. Чаще всего они используются в устройствах, испытывающих серьезные ударные нагрузки, которые в значительной степени амортизируются именно витыми роликами. Одной из отличительных особенностей этого типа подшипников является то, что их монтаж не требует высокой точности.
В игольчатых подшипниках ролики имеют маленький диаметр и относительно большую длину. Они предназначены для работы в условиях радиальных нагрузок, хотя способны также выдерживать и нагрузки ударные при небольших угловых скоростях. Эти подшипники не допускают перекоса колец и воздействия осевых нагрузок, имеют малые габариты в радиальной плоскости по сравнению с другими типами подшипников одной и той же грузоподъемности и одинаковых диаметрах отверстия.
Двухрядные радиальные сферические шарикоподшипники используются при радиальных нагрузках, а радиально-упорные способны также воспринимать и нагрузки осевые. Применение конических роликовых подшипников аналогично радиально-упорным за исключением того, что они обладают большей грузоподъемностью и предусматривают возможность раздельного монтажа колец.
Упорные шариковые и роликовые подшипники могут выполняться самоустанавливающимися, и предназначены исключительно для восприятия осевых нагрузок. Их обычно монтируют в паре с радиальными роликовыми или шариковыми подшипниками, которые необходимы для ограничения свободы их передвижения по оси вала и ее центрирования.