Размеры фасок и радиусов закруглений

Размеры фасок и радиусов закруглений

Как известно, все приборы, машины, механизмы и аппараты состоят из неких деталей. Каждая из них, в свою очередь, имеет несколько частей, имеющих строго определенное назначение. Они называются в технике элементами деталей, и к ним относятся, к примеру, фаски, галтели, проточки, резьбы и т.п.

Многие детали, используемые в качестве составных частей машин и механизмов и изготавливаемые как из металлов, так и из различных пластических масс, имеют закругления и фаски. Эти элементы характеризуются размерами и радиусами, которые устанавливаются таким документом, как ГОСТ 10948-64. В нем содержится таблица данных, с параметрами закруглений и фасок которые в обязательном порядке должны соответствовать стандарту.

ГОСТ 10948 – 64
Радиус закругления Размеры фасок  и радиусы
Стандартные размеры фасок и радиусов
 
1–й ряд 2–й ряд 1–й ряд 2–й ряд 1–й ряд 2–й ряд 1–й ряд 2–й ряд
0,10 0,10 1,0 1,0 10 10 100 100
0,12 1,2 12 125
0,16 0,16 1,6 1,6 16 16 160 160
0,20 2,0 20 200
0,25 0,25 2,5 2,5 25 25 250 250
0,30 3,0 32    
0,40 0,40 4,0 4,0 40 40    
0,50 5,0 50    
0,60 0,60 6,0 6,0 63 63    
0,80 8,0 80    

Галтелями в технике принято называть те скругления, которые часто располагаются на внутренних и углах различных деталей машин. Это слово имеет немецкое происхождение, и в переводе на русский язык означает «выемка», «желобок». Использование галтелей существенно облегчает и упрощает изготовление различных деталей с помощью таких распространенных технологических процессов, как ковка, штамповка и литье. Кроме того, их применение значительно улучшает прочностные характеристики осей и валов в тех местах, где производится переход от одного диаметра к другому.

Галтели часто используются при проектировании и изготовлении ступенчатых валов. В тех местах, где сочленяются их части, имеющие различные диаметры, они намного повышают общую прочность всей конструкции, а также снижают концентрацию внутренних напряжений материалов.

В тех случаях, когда галтель находится внутри отверстия, то размер выполняемой на его краю фаски выбирается таким образом, чтобы поверхность фаски и скругление не соприкасались друг с другом.

Галтели практически всегда используются при изготовлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых из высокопрочных чугунов, легированных и углеродистых сталей. Если вал производится методом литья, то он обычно бывает полым, и поэтому радиусы галтелей, толщина «щек», диаметры шатунных и коренных шеек у них увеличены.

Фаски также являются одними из элементов деталей. Если посмотреть на этимологию этого слова, то окажется, что оно имеет французское происхождение: в языке Вольтера и Гюго «faccete» означает «скошенные части ребер или же углов». Фаски предназначены преимущественно для того, чтобы притуплять слишком острые углы деталей и, тем самым, обеспечивать безопасность персонала, производящего сборку различных машин и механизмов, их эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

Фаски, а также те параметры, которые они имеют, принято изображать и указывать на чертежах в тех случаях, когда это проистекает из того технического решения, которое имеет та или иная деталь. В противном случае ни сами фаски, ни их параметры на чертежах не указываются, однако непосредственно на изготавливаемых деталях все острые кромки надлежит притупить.

Одной из важнейших систем двигателей внутреннего сгорания является система газораспределения, которая во многом определяет функционирование агрегатов. Чтобы обеспечить в них нормальный газообмен, необходимо достичь закрытия и открытия впускных и выпускных отверстий, причем в строго определенном порядке и в строго определенные промежутки времени. Для этого используются специальные металлические клапаны, которые приводятся в движение предназначенными для этой цели механизмами. Одними из обязательных элементов клапанов являются уплотнительные фаски: именно они обеспечивают беспрепятственный выход газов, а также гарантированное уплотнение отверстий.