Цилиндрические заклепочные штифты
В технике штифтами называются соединительные элементы представляющие собой цилиндрические или конические стержни, предназначенные для установки в глухие или сквозные отверстия деталей.
И конические, и цилиндрические штифты изготавливаются с продольными насечками на поверхностях; с насечкой, расположенной или на концах, или посредине. Кроме того, из металлических лент выпускаются вальцованные (пружинные) штифты.
![]() |
||||||
Штифты заклепочные цилиндрические | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
d | L | d1 | l1 | c | h | h1 |
2,0 | 6 – 20 | 1,0 | 1,6 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
2,5 | 8 – 25 | 1,6 | 1,8 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
3,0 | 8 – 30 | 2,0 | 2,0 | 0,5 | 0,5 | 1,0 |
4,0 | 10 – 40 | 2,0 | 2,5 | 0,6 | 1,0 | 1,0 |
5,0 | 12 – 50 | 3,0 | 3,0 | 0,8 | 1,0 | 1,6 |
6,0 | 14 – 60 | 4,0 | 4,0 | 1,0 | 1,6 | 1,6 |
8,0 | 16 – 80 | 5,0 | 5,0 | 1,2 | 1,6 | 2,0 |
10,0 | 20 – 100 | 6,0 | 6,0 | 1,6 | 2,0 | 2,5 |
12,0 | 25 –140 | 8,0 | 8,0 | 1,6 | 2,0 | 3,0 |
16,0 | 30 – 200 | 11,0 | 12,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 |
20,0 | 36 – 200 | 15,0 | 12,0 | 2,5 | 3,0 | 5,0 |
25,0 | 45 – 200 | 19,0 | 14,0 | 3,0 | 4,0 | 6,0 |
|
Удерживание цилиндрических штифтов в отверстиях осуществляется за счет силы трения, а также за счет натяга. Для того чтобы они не выпадали из тех отверстий, куда устанавливаются, их выпускают с высокой чистотой поверхности и большой точностью размеров (прежде всего — диаметра). Те отверстия, в которых будут устанавливаться штифты, в обеих соединяемых деталях просверливаются и развертываются совместно. Чтобы произвести эту процедуру, детали на некоторое время скрепляют друг с другом.
Технологический процесс соединения узлов и деталей при помощи штифтов предусматривает осуществление таких процедур, как сверление и развертывание отверстий, а также монтаж, в ходе которого эти крепежные элементы запрессовываются с натягом. Как правило, запрессовка штифтов осуществляется после того, как узлы отлажены и отрегулированы.
Неразъемные соединения, диаметр которых составляет от двух миллиметров до двадцати пяти миллиметров, могут фиксироваться при помощи цилиндрических заклепочных штифтов.
Цилиндрические заклепочные штифты имеют на своих торцах отверстия, что и является их основной отличительной особенностью. Благодаря такой конструкции, их можно расклепывать, и это свойство особенно полезно тогда, когда они устанавливаются в различных движущихся соединениях.
Основным техническим нормативным документом, в соответствии с которым в Российской Федерации выпускаются цилиндрические заклепочные штифты, является ГОСТ 10744-80.
Основным конструкционным материалом, из которого изготавливаются цилиндрические заклепочные штифты, является сталь Ст45. Эти крепежные детали выпускаются без покрытия, или с покрытием Хим. Окс. (химическое оксидирование).
Согласно действующим стандартам и техническим нормам, на поверхностях штифтов не допускается наличие коррозии, трещин, а также рисок, которые выводят их за размеры предельных отклонений.
Конструктивно цилиндрические заклепочные штифты имеют значительное сходство с такими крепежными элементами, как заклепки. При этом последние имеют на одном из концов шляпку.
Заклепочное соединение так же, как и штифтовое, является неразъемным. Оно используется обычно тогда, когда необходимо обеспечить высокую устойчивость крепления к вибрационным и ударным нагрузкам.
Цилиндрические заклепочные штифты часто используются при изготовлении нестандартных изделий. Они одновременно выполняют функции как штифта, так и заклепки, и являются одними из наиболее специфичных крепежных изделий.
Неразъемные и разъемные соединения
Как известно, абсолютно все механизмы и машины состоят из некоторого количества отдельных деталей. Они не только являются их неотъемлемыми компонентами, но также в решающей степени определяют функциональные характеристики конструкций.
При сборке любой машины или механизма все их детали соединяются между собой, в том числе и такими крепежными изделиями, как штифты. В технике все разновидности соединений принято подразделять на два основных типа: разъемные и неразъемные.
С помощью разъемных соединений узды машин и механизмов можно разбирать, не повреждая детали. К таковым относятся резьбовые, шпоночные, клеммовые, клиновые, профильные. Шлицевые и штифтовые.
При разборке неразъемных соединений повреждение деталей неизбежно. К ним относятся сварные, прессованные с натягом, клеевые и паяные.