Обозначение колонн и опор
Условное изображение на строительных чертежах таких конструкций, как колонны и опоры, должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 21.201–2011.
Высота расположения горизонтальной плоскости сечения пилонов, опор и колонн над полом составляет один метр. В тех случаях, когда базы колонн выполняются на основании специальных конструктивных решений, горизонтальная плоскость сечения должна располагаться над базой, в нижней части. Вуты и другие особенности конструкции, которые имеют капители колон, согласно действующим стандартам необходимо изображать с помощью тонких штриховых линий.
Если колонны выполнены таким образом, что имеют переменное сечение, то его горизонтальная плоскость располагается в самом низу опоры.
Изображение | Наименование | |
---|---|---|
на плане | на разрезе | |
Колонна (опора) | ||
Колонна с вутами и прогоном (ригелем) | ||
Колонна увеличивающаяся или уменьшающаяся в сечении наверх | ||
Составная колонна | ||
Опора (пилон) увеличивающаяся или уменьшающаяся в сечении наверх | ||
Колонна металлическая сплошностенчатая, (а) – без консоли, (б) и (в) – с консолью | ||
Металлическая колонна двухветвевая |
Колонны
Колонны представляют собой весьма распространенные в строительстве элементы, которые широко используются при сооружении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного назначения и промышленности.
В большинстве случаев в колонны сечении имеют или цилиндрическую, или квадратную форму. Для их изготовления используются такие материалы, как камень, металл, железобетон, древесина и т.п.
Основное предназначение колонн состоит в том, чтобы служить опорами для внутренних частей зданий или же их фронтонов.
Во многих случаях колонны не выполняют функции несущих элементов (то есть не поддерживают какие-либо массивные конструкции зданий), а используются в декоративных целях. Их нередко применяют в качестве триумфальных украшений, например, для постаментов, на которых устанавливаются статуи.
В архитектуре и строительстве широко используются также пилястры и полуколонны. Пилястр внешне похож на колонну, однако в его конструкции отсутствует энтазис. Он используется и как декоративный, и как несущий элемент. Что касается полуколонн, то их отличительной особенностью является то, что из стен они выступают на половину своего диаметра. Так же, как и пилястры, они могут быть и несущими, и декоративными элементами строений.
Все гражданские и промышленные здания, а также инженерные сооружения в обязательном порядке имеют в своем составе несущие конструкции. Такой важный их параметр, как размер сечения, определяется тщательными расчетами. Именно этим они отличаются от конструкций архитектурных: дело в том, что сечения последних определяются на основании теплотехнических, архитектурных и прочих специальных требований.
Ко всем современным строительным конструкциям предъявляются весьма жесткие технические, эксплуатационные, производственные, экономические, экологические и эстетические требования, которым они должны в полной мере соответствовать.
Основой каркасов подавляющего большинства жилых и промышленных зданий являются железобетонные колонны, являющиеся несущими конструкциями. Их основная функция состоит в том, чтобы выдерживать ту нагрузку, которую передают им расположенные выше части сооружений. Колонны из железобетона являются опорами для балок, прогонов, арок, ферм, ригелей и лотков.
Опоры
В современном строительстве опорой называется то место, где можно установить, закрепить какую-либо конструкцию или ее элемент таким образом, чтобы он находился в постоянном и прочном положении. Кроме того, опорой принято именовать такой предмет, который служит для поддержки чего-нибудь.
Опоры передают усилия на фундаменты и от одних частей зданий и сооружений к другим. С точки зрения материалов изготовления и конструкции опоры серьезно различаются в зависимости от характера транслируемых усилий и их величины.
Для того чтобы поддерживать пролеты мостов опорами, используются так называемые «быки» и устои. Быки имеют обтекаемую форму, устанавливаются со стороны верховой части водотока и воспринимают нагрузку сразу от двух пролетных сооружений.