ЕСКД

Подшипники качения и скольжения

В современной технике нет таких устройств, применение которых было бы более эффективным в тех случаях, когда необходимо существенно уменьшить трение, возникающее вследствие действия сил качения или скольжения, чем подшипники. Они бывают различных видов, размеров и конфигураций, широко используются в самых разнообразных машинах и механизмах. Без них было бы просто невозможно функционирование большинства этих устройств.

По сути дела, подшипник – это на что иное, как опорный кинематический механизм, используемый для того, чтобы определять взаимное расположение подвижных частей механических конструкций, а также обеспечивать процесс их перемещения друг относительно друга с наибольшей эффективностью.

Именно с помощью подшипников вращающийся вал механизма располагается в опорном положении. Кроме того, эти устройства выполняют еще одну весьма важную функцию: они воспринимают и распределяют как осевые, так и радиальные нагрузки, которые прилагаются к валу, и, посредством него – ко всей машине. Благодаря подшипникам валы фиксируются в необходимом положении, и при этом свободно вращаются вокруг своей собственной оси.

Такой показатель, как коэффициент полезного действия машины или механизма, эффективность действия устройства, в весьма серьезной мере зависят от того, насколько велики потери механической энергии, которые происходят в подшипниках. Они бывают довольно серьезными, и поэтому одной из задач конструкторов является сведение их к минимуму.

По такому важнейшему критерию, как характер трения, все современные подшипники подразделяются на:

  • Подшипники скольжения
  • Подшипники качения
Подшипники скольжения

В современной технике под подшипником скольжения подразумевается такой механизм, который обеспечивает вращающемуся валу опорное положение.

Все подшипники скольжения подразделяются на следующие разновидности:

  • Радиальные
  • Самоустанавливающиеся
  • Опорные

Основной функцией радиальных подшипников является восприятие, как следует из их названия, радиальной нагрузки. Они имеют одну важную отличительную особенность, которая заключается в том, что вал может скользить относительно поверхности самого этого подшипника.

Самоустанавливающиеся подшипники состоят из неразъемной частей. Их можно однозначно определить по такому элементу конструкции, как шаровая опорная поверхность вкладыша (втулки).

Опорные подшипники скольжения (которые нередко еще называются «подпятниками») предназначены для того, чтобы обеспечивать дополнительную поддержку валов во время их вращения тогда, когда нагрузка направлена вдоль оси. Что касается конструкции, то она может быть кольцевой, плоской и гребенчатой.

Подшипники качения

В современной технике под подшипником качения подразумевается тот механизм, который является составной частью опорной системы вала. Конструктивно он состоит из двух колец, между которыми располагаются шарики или ролики, разделенные сепаратором.

В зависимости от того, каким именно образом подшипники качения воспринимают нагрузку, они подразделяются на:

  • Радиальные
  • Упорные
  • Радиально-упорные (упорно-радиальные)

Основной особенностью радиальных подшипников качения является то, что они очень устойчивы к радиальной нагрузке. Эта величина характеризуется там, что ее вектор направлен перпендикулярно оси вала.

Главная функция упорных подшипников – это противодействие осевой нагрузке. Поэтому их сфера использования ограничена установкой не тех вертикальных валах, которые вращаются с небольшими угловыми скоростями.

Упорно-радиальные и радиально-упорные подшипники предназначены для того, чтобы существенно снижать одновременно действующие осевые и радиальные нагрузки и компенсировать их.

Copyright © 2010 – 2016